Большой обзор палаток

 

 общая

Вот и пришло время  летних поездок на природу. На шашлыки, на озеро, на рыбалку. Кто-то забирается еще глубже, дальше и выше. Кто-то не едет далеко и ему хватает всего лишь найти небольшой лесок, чтобы отлично отдохнуть   в компании друзей пару-тройку  дней.

Но все это  удовольствие становится неполным, когда речь заходит о ночевке на природе. А ведь так не хочется порой уезжать. Да и стаканчик вина под шашлычок не лишний будет.   А ехать домой , когда впереди еще выходные не хочется.  

Тут и приходит в голову все-таки прикупить себе такой вот выездной маленький или большой «домик». А точнее сказать - палатку.

Ведь еще вчера, когда мы покупали мясо для шашлыков, в одном из больших супермаркетов, мы видели прямо по центру зала лежал какой-то сверток  неопределенного цвета... А на картинке рядом были счастливые лица семейства - обладателей палатки. Да и цена вроде показалась нам смешной. «Но зачем брать то, что не нужно каждый день», подумали мы и пошли дальше набирать в корзину всякой вкусной всячины?!

А сейчас вот сидим на природе, и нам так не хочется уезжать, а спать негде. «Ну, ничего, поспим в машине», думают многие. А после долго про себя ругаются из-за болей в  спине...

В следующий раз мы все-таки решаем пойти в магазин и купить палатку. Не важно какую – важно, чтобы была. Место она много вроде как не должна занимать. Приходим специально в туристический торговый центр, коих сейчас много и тут глаза у нас вылезают из орбит. Оказывается, как много прошло мимо нас. А ведь в институте мы состояли в тур. клубе. Ну, или просто имели знакомство с советским и польским  «березенто-палатко-строением».

А здесь стоят и большие, и маленькие, и очень большие,  и очень маленькие  «домики». А какой разной формы они все. Одна краше другой. Вот что значит – «на любой вкус и цвет». Естественно мы сразу теряемся во всем этом многообразии.  На вопросы навязчивого продавца - консультанта, что именно нам надо, мы скромничаем и не можем дать точного ответа. Или даем ответ, как нам кажется правильный. А он предлагает нам самую дорогую модель. Тысяч так за 20 рублей. Ну а вроде мы же видели в каком-то продуктовом всего за 1500 рублей. Точно, он нас разводит. Да и не нужна нам палатка стоимостью новой летней резины на легковушку...

Описывать можно очень долго мысли новичка в каком –то деле. Кому-то они подойдут, а кто-то думает по-другому. Но вопрос выбора палатки стоит  у многих.  Тем более, что сейчас пришло то время, когда есть предложения на каждого. И самого искушенного туриста-экстремала, и на новичка, который только познает туристическую жизнь.

Этот большой обзор современных палаток мы будем проводить, не взирая на марки и материалы и цены. Брендов в наше время великое множество, но все, в той или иной мере, похожи друг на друга по типу. Другой вопрос «ноу хау» у мэтров туристического рынка и функционал палаток.  Конечно материал палатки, тента, каркаса, стоек и дуг, колышков, молний, растяжек и много другого очень важен. Я бы дал 60 % предпочтения качеству материалов перед формой и функционалом, которым даю 20%. А оставшиеся 20 % цене. Но все же, перед тем как начать более детальный осмотр палаток, материалов и цен, необходимо понять какие они вообще бывают.  Для чего их используют. И кому именно они подходят. А потом уже мы детально рассмотрим и расшифруем все, что касается страшных слов и наборы букв в наименовании, а также «телефонных номеров» на ценниках... Но обо всем по порядку.

И так начнем.

Все современные палатки принято делить на 4 основных вида и два дополнительных.

1.    Туристические (трекинговые)

2.    Кемпинговые

3.    Специальные – для автомобилей, штурмовые, экстремальные, платформы (для альпинистов)

4.    Быстросборные

5.    Летние

6.    Зимние

По форме они различаются.

1.    «Двускатные» - типа домик.

2.    «Шатровые» - полусфера

3.    «Ангарного типа»или «полубочка».

Так же есть множество вариаций, не поддающихся классификации.

И чумы, и юрты и другие...

Начнем пожалуй с описания форм.


Двускатные

двускатные

Двускатные палатки типа «Домик» уже уходят на второй план, так как они, хоть и были удобные, с точки зрения того, что можно было не носить с собой стойки, а найти их в лесу, используя палки и ветки определенной длины. Ну и как правило они были однослойными (тент и палатка были единым целым) , что ускоряло установку, что не маловажно во время дождя. Но все же такая форма уступает шатровым по многих показателям.

Во первых это далеко не всегда удобно, в силу потраченного времени на поиски подходящих палок.

А во вторых не всегда лагерь разбивается рядом с лесом.

Да и вес этих палаток не гуманный, если брать брезентовые. Хотя сейчас  появились такие палатки из облегченных материалов. Но все же конструкция у новых моделей, описанных ниже, в разы удобнее...

Прочие минусы описывать не буду, ибо где-то в глубине души и памяти еще остались воспоминания о том, как эти палатки спасали нас, за не имением других, в самые трудные моменты непогоды в горах. И какую-то дань уважения надо им отдать.

 

Шатровые или полусфера.

шатровая палатка

Это форма палаток сейчас является одной из самых распространенных, в силу конструктивных преимуществ. Состоят они из двух или более дуг перекрещенных между собой, тем самым создавая купол над спальным местом. Такие конструкции устойчивы к ветру, иногда даже ураганному. А в условиях гор практически любой ветер можно считать ураганным. 20-25 метров в секунду это далеко не предельный показатель.

Так же плюсом является скатная крыша палатки со всех сторон, которые предусмотрены конструкцией. То есть гибкие дуги растягивают тент палатки настолько, что если материал тента качественный (об это чуть позже), то капли воды просто «отпружинивают» от него. Если коротко, то застоятся воде просто негде.

Можно выделить сравнительную быстроту сборки таких палаток. Как правило, они имеют 2-4 дуги. И дополнительно дуги для тамбура, если он предусмотрен. Есть так же дорогие специальные туристические или «трекинговые» палатки, которые используют до 4-5 дуг только на каркас, с причудливыми загибами и перекрестиями. Они ставятся не дольше, но создают дополнительное сопротивление и жесткость ветру.

 В целом, данная конструкция в той или иной мере будет является самой удачной при совмещении быстроты и удобства сборки и веса всей конструкции. Об этом говорит то, что производители: от китайских «ноунеймов», до серьезных туристических холдингов до сих пор даже в новых моделях используют шатровую конструкцию.

Причем надо отдельно отметить, что подобная конструкция применяется не только в маленьких палатках, типа туристических, но и в кемпинговых, а также в больших шатрах, которые по праву можно назвать небольшими домиками.

Ангарного типа или полубочка.

ангарного титпа3

Этот тип формы, как правило, используется в кемпинговых палатках. То есть  в больших палатках для многодневных стоянок. Обусловлено это тем, что конструктивно в такой палатке намного больше места, нежели в других формах и видах.  Так же плюсом является устойчивость такой конструкции к ветру и  осадкам, не намного хуже, чем в шатровых.

Подобная конструкция позволяет делать палатки в большими тамбурами, и комнатами. В некоторых моделях даже можно увидеть коридорный тип исполнения. То есть палатки находятся по одной или двум сторонам полубочки, а посередине большой коридор.

коридорного типа

Так  же есть модели, в которые спокойно можно загнать автомобиль под «крышу».

Количество дуг в таких моделях может быть от 3 до 6. И более. Правда, дуги, применяемые в подобных формах палаток, используются не всегда гибкие. В современных моделях используются жесткие каркасы для большей устойчивости. Соответственно и вес, и габариты  таких палаток не предполагают, чтобы его носили в рюкзаках.

В целом это типично кемпинговая форма палатки.  Хотя есть и исключения.

 

ПРОЧИЕ ФОРМЫ

общая2

Как и в любой среде производства  и  продажи товаров общественного пользования находятся производители желающие выделиться своими формами и видами. Тем более, что в последнее время спрос на палатки растет с каждым годом, производители стремятся охватить как можно больше пристрастий покупателей. Кстати, которые, в свою очередь, тоже хотят выделиться среди большинства.  Здесь как в машинах или дачах.  Имеет место измерения размеров и качества палаток в разных эквивалентах. У меня «дольше под дождем стоит», у меня «дороже», а у меня «от Василича».

Так что и здесь можно встретить чудесные причудливые формы и расцветку.

Как правило, такие палатки либо узко специальные, либо просто маркетинговые продукты, для ассортимента.

Понятно, что обычно чум не воспринимается, как обычная палатка. Или не всем нужен дом, типа цирка-шопито с печкой. Но все же находятся люди, покупающие палатки типа «юрты».  Но давайте перейдем к тому, что нам действительно нужно.

С формами разобрались, теперь пришло время описать виды и назначение палаток.

Туристические

трекинговая

Под туристическими палатками надо понимать палатки вместимостью от 1 человека до 4. Используют их в основном пешие туристы. В походах продолжительностью от 2 дней. Они сравнительно легкие, компактные и легко и быстро ставятся на месте. Место в них строго ограничено спальными местами и иногда они имеют «тамбур» для рюкзаков.  Так же их можно спокойно использовать для обычных пикников, когда нет ограничений в плане здоровья палаточных «постояльцев». То есть, в любом случае, эти палатки низкие и зайти в них спокойно в полный рост будет невозможно.

схема

А одеться, раздеться будет затруднительно. Грубо говоря, можно себе это представить, как переодевание, лежа на кровати. 

Можно назвать такие палатки «средне специальными». То есть основная их задача укрыть Вас от дождя  и дать спокойно выспаться в относительно плохую погоду. А также не сильно оттянуть Ваш рюкзак весом и объемом упаковки. Но комфортного размещения на длительный срок в них не будет.

По форме они делятся, в основном, на два вида: Двускатные и шатровые (полусфера).

Так же есть и полубочки и другие формы, не определённые в нашем обзоре, но это скорее исключения.

Подобные палатки подойдут:

 для пеших/водных/конных/ и других туристов, рыбаков, молодых компаний выходного дня.

 

Кемпинговые

кемпинговая

Кемпинговые палатки представляют собой большие палатки для многодневных выездов на природу. По сути, многие модели кемпинговых палаток являются увеличенными туристическими с большим тамбуром. То есть сама палатка или спальное место представляет собой обычную палатку вместимостью от 2-4 человек  немного увеличенную в рост. А сверху этой палатки идет уже большой тент, который так же увеличен большим тамбуром.

В современных моделях кемпинговых платок сами палатки, будем называть их спальными местами, крепятся изнутри к дугам или стойкам палатки с помощью крючков.

 внутренняя палаткакаркас

 

Так называемые «навесные» палатки. А сам тент натягивается сверху. Что удобно, если надо постирать, почистить или просушить внутреннюю палатку (спальное место) ее можно просто снять и поставить потом на место, не затрагивая сам основной каркас-тент и не разбирая его..

Конструктивно  кемпинговые палатки делятся на два основных вида.

1) С креплениями тента поверх дуг или стоек.

дуги под тентом

2) И так же когда дуги или стойки протягиваются сквозь специальные карманы на внешней стороне тента.

 ангарного типа2

 

Кстати такую же конструкцию имеют и многие шатры-кухни.

шатер

В любом случае палатка/спальное место крепится изнутри не зависимо от основного тента.

Представлены всевозможные модификации кемпинговых платок. Они могут иметь до 8 комнат. Стандартные модели можно встретить в таком виде:

 

  • Одна 4-местная палатка + большой тамбур с одной стороны.

 4местная кемпинговая

  • Две 2-3-4-местные палатки напротив друг друга + большой тамбур посередине

 кемпинговая

  • Три 2-местные  палатки расположены «звездой». В центре звезды большой тамбур.

 звезда

  • И две 4 местные палатки рядом друг с другом, имеющие одну общую стенку + большой тамбур в виде ангара.

 8 местная палатка

Выше представленные примеры далеко не полно описывают всевозможные модели. Но, так или иначе, все вариации исходят из представленных.

У серьезных мировых производителей есть целые серии кемпинговых палаток «трансформеров».

 

«Трансформер»

 

это палатка, которая может дополнительно оснащаться съемными комнатами и тамбурами.

Т.е. быть и без тамбура - просто палаткой  и с тамбуром, если надо. А если появилось пополнение в семействе или, например, еще дополнительные необходимы места для поездки, то можно всегда докупить дополнительную часть для палатки: будь то кухня, увеличенный тамбур или дополнительная палатка. Суть заключается в том, что производитель предусмотрел специальные крепления этих  доп. аксессуаров и частей к основному каркасу. Это могут быть молнии или фирменные крепления. В любом случае вся палатка будет смотреться, и функционировать целостно.

трансформер

Комнаты в них устроены таким образом, что в отличие от туристических, Вы можете спокойно поставить туда специальные кемпинговые раскладушки. И спать уже с полным комфортом. Что очень подходит возрастным туристам и людям, имеющим проблемы со спиной и пр.

Такие палатки удобны для больших семей с множеством детей. По сути, они представляют собой многокомнатную квартиру на природе. С кухнями, спальными местами, коридором и местом для игры. При своей сравнительно высокой цене такие палатки выходят дешевле, чем один отдых на всю семью в пансионате. А служат они, как правило, очень и очень долго, при надлежащем уходе. О котором мы обязательно еще поговорим.

Так же нельзя не отметить всевозможные аксессуары внутри таких палаток. Они представлены в виде всевозможных кармашков по бокам палаток и тамбуров, предназначенных для всяческих мелочей... Крючков для подвески фонарей, целых много карманных секций для вещей. Огромное множество окошек и противомоскитных сеток на «дверях». Некоторые модели даже оснащаются ковриком для вытирания ног перед входом в палатку...

Прогресс дошел до того, что сейчас можно встретить палатки с уже встроенной системой освещения.

 освещение

Вам всего лишь надо вставить батарейки в специальный отсек внутри платки и в каждой комнате платки Вы сможете включить свет, используя специальные выключатели. Не задумываясь о том, куда вы положили очередной фонарик. Или сколько надо фонарей и батареек чтобы положить их в каждую комнату.

В целом, кемпинговые палатки созданы для больших компаний и семей, которые любят путешествовать на машинах в отдаленные уголки своей страны и за рубеж.

Подобные палатки подойдут:

 для семейных автомобильных туристов, рыбаков уезжающих в отдаленные районы на многодневную рыбалку, сравнительно возрастных туристов.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Под специальными палатками следует понимать экстремальную серию палаток, созданных специально для сложных условий. Как правило, они создаются для путешествий в область высокогорья. Для условий низких температур. Для ночевки на скалах в подвесном состоянии, а также для специальных подразделений армий.

Тут как раз выходят на первых план вес и размер палаток.

Подробно мы не будем рассматривать такие палатки, так как это тема для отдельной детальной статьи, но обзорно все-таки рассмотрим.

«Экстремальные»

экстремальная

И так «экстремальные» палатки предназначаются для походов высокой категории сложности, а также для альпинистов. Это самые прочные, самые легкие, самые надежные и естественно самые дорогие палатки. Их конструктив мало отличается от туристических, за исключением материалов применяемых при их изготовлении и исполнении. Такие палатки должны быть устойчивы к настоящему ураганному ветру на вершинах гор. Должны быть готовы к тому, чтобы простоять, не промокая неделю под самым сильным ливнем. Выдержать 50 градусный мороз и не дать замерзнуть внутри себя туристу.

А также не порваться, не сгореть, и никоим образом не подвести туриста, а если надо и вынести его на руках к месту заброски. Конечно, все это немного утрировано, но, так или иначе, такие палатки предполагают в себе достаточную надежность. Одной из бросающихся в глаза особенностью является яркая раскраска. Это может казаться несерьезным. Но сделано это специально, чтобы в случае поисков группы или просто снегопада могли быстро найти палатку. Такие же яркие окраски, кстати, у всего экстремального снаряжения...

Подобные палатки подойдут:

 Для туристов-экстремалов, альпинистов и пеших-горных  туристов для походов высокой категории сложности.

 

Так же к «экстремальным» относятся и подвесные платформы. Выглядят они примерно так:

платформа

Описывать их точно не имеет смысла, ибо все кто собирается их приобретать видели и щупали их не раз... Но стоит отметить, что от качества такой платформы зависит напрямую жизнь альпиниста. Крепятся эти платформы специальными креплениями к скалам и вот в таком подвесном состоянии альпинисты и спят.

Штурмовые

штурмовые

Штурмовые палатки являются самыми маленькими из  любых серий. Это палатки созданы для специальных подразделений войск и легко ходов. Их задача не дать замерзнуть или промокнуть солдату или туристу в сложных условиях. Как правило, эти палатки являются однослойными. Что уменьшает объем и вес. А также ускоряет сборку/разборку. Рассчитаны они, как правило, на одного человека.

 

Подобные палатки подойдут:

Рыбакам-эгоистам, военным и просто одиноким путешественникам.

 

 

Автомобильные палатки

палатка на машине

Этот вид палаток делается специально для автолюбителей. Они представляют собой неразделимую часть с прицепом или с багажником автомобиля на крыше. Еще в советские времена были представлены два варианта таких палаток. Это прицеп-палатка «скиф».

скиф

Представляющий собой полноценную большую быстро разборную палатку, прикрепленную к специальному прицепу, который можно было возить на легковом автомобиле. Ставится она быстро, жесткость спальных мест обусловлена тем, что они лежат на прицепе. То есть получалась полноценная кровать. Удобно и сердито.

Есть и современные аналоги.

современные прицепы палатки

Но стоимость их настолько высока, что порой дешевле купить самую дорогую кемпинговую палатку и новый прицеп. Чем все это вместе. В  ценообразовании Российские производители совсем не гуманно относятся к потребителю.

Сейчас технологии пошли дальше. И любители внедорожной техники, а именно джипов, устанавливают себе экспедиционные багажники на крышу автомобиля. И чтобы не тратить время на сборку разборку палаток в стандартном своем проявлении они крепят специальные палатки прямо на этот багажник. Разборка такой палатки занимает минимум времени, а преимущества  на лицо.

палатка на багажнике

Во первых - это безопасность. Дикие  звери и ползущие насекомые с пресмыкающимися не нападут, так как Вы находитесь минимум в 2-ух метрах от земли.

Во вторых удобство сборки/разборки. Так же на такие палатки есть дополнительные тамбуры и прочие аксессуары. НО стоимость таких палаток сейчас зашкаливает. К тому же идеи в основной своей массе не наши. А то , что придумали наши Российские умы стоит еще дороже. 

Но автомобильное палатко-строение еще будет развиваться и в скором времени, я уверен, появятся более гуманные для обычного потребителя варианты.

тент -машина палатка

 

 

БЫСТРОСБОРНЫЕ

общая3

Небольшим «особняком» во всем многообразии палаток стоят быстро сборные конструкции. Таких на данный момент не так уж и много. Как правило, все они относятся к запатентованным технологиям пары тройки фирм-производителей. Не вдаваясь в названия марок мы в двух словах опишем, что они из себя представляют.

Как правило, такого рода палатки относятся к кемпинговым палаткам. Есть модели и маленькие для одного-двух человек, но таких меньше. И туристическими их назвать нельзя, постольку поскольку, габариты или вес у них не самый гуманный для того, чтобы носить их в рюкзаке.

Но несомненное преимущество этих палаток перед даже самыми передовыми технологиями обычной сборки это скорость установки/разборки.

В зависимости от конструкции, сборка разборка самых больших палаток и шатров занимает от 2 до 5 минут. Берется время на установку палатки без учета растяжек. То есть, за две минуты у вас уже будет стоять готовый каркас с палаткой внутри, который останется только закрепить колышками и растяжками.

На данный момент нам известны несколько технологий быстрой сборки/разборки.

Зонтичная система.

7778

Такая система в основном используется при производстве зимних палаток. Суть ее заключается в том, что просто на просто, палатка нанизана на каркас в виде зонта. Открывается она соответственно так же как обычный зонтик. Это самая быстрая схема сборки. Но у нее есть минусы.

Во первых в палатках такого рода нет пола. Что летом неудобно, так как насекомые не дремлют. Во вторых каркас тяжелый и объемный.  Но для зимней рыбалки эти палатки идеальный выбор. Так как быстрота сборки /разборки выходит на передний план.

А также пол там как раз не нужен. Плюс все эти палатки оснащены снеговыми юбками, что дает возможность закопаться в снег и тепло потери будут минимальны. А специальные вентиляционные окошки в некоторых моделях не дадут угореть, если используется отопление от горелок.

Второй технологией является гибкая конструкция дуг.

быстро4

То есть, округлые дуги палатки сворачивается восьмеркой в круглый чехол буквально за три четыре движения. Причем размер палаток может быть очень внушительный...

быстро2

Так же на рынке представлена новая технология Rapidex.

 rapidex

Суть ее в том, что сами дуги имеют на сломе механизм с пружинкой и пластиковым креплением, которые в два движения защелкиваются и превращаются в полноценный каркас.

 быстро3

Безусловно, быстро сборные палатки активно захватывают рынок, своим удобством. Но у них есть три минуса. Это цена, вес и габариты.  Но за удобство надо чем-то платить. 

 куб

И технологии быстрой сборки в скором времени завоюют рынок палаток, а соответственно и сердца покупателей, ценящих время, потраченное на сборку лагеря.

Отдельно отметим очень важный вопрос, про такие виды палаток как:

 

Зимние и летние палатки.

 

Еще каких-то пять-восемь лет назад я бы в обзоре даже не заикнулся на эту тему. Точнее это был миф про то, что одна палатка более подходит для зимы или лета, нежели другая. Потому как производители не особо разделяли палатки. Делая их по большинству с одинаковыми характеристиками.   Единственное чем можно было их разделить это наличием/отсутствием снеговой юбки, и условной системой вентиляции...Исключение составляли палатки для экстремальных условий.

Сейчас же появились модели, даже у недорогих брендов, которые можно по праву назвать летние или зимние. А также супер-специальные модели для зимы или лета у серьезных туристических холдингов.

Если брать лето, то тут появилась продуманная система вентиляции внутри  палатки.

летняя палатка

Это и специальные окошки с противомоскитными сетками под куполом самой внутренней палатки.

вентиляция

Так же можно встретить окошки с противомоскитными сетками сбоку внутренней палатки и самого тента. Обеспечивающие свободный продув внутрь палатки. А в купе с дышащим материалом внутренней палатки получаем настоящую летнюю палатку.

То есть теперь даже в самую дикую жару (а автору приходилось ночевать при 30-35 градусах), при наличии хотя бы небольшого ветерка, Вы будете чувствовать себя в палатке, по крайней мере, не хуже, чем на улице. А так как спать «на улице» не везде безопасно вне палаток, это довольно таки серьезное подспорье для летних выездов.

 летняя палатка2

Кстати все эти окошки в некоторых моделях так же можно и закрыть. И в случае похолодания не простудится.

Что же касается зимних вариантов, то тут  многое уже было сказано в быстро разборных конструкциях.

 нельма

Отдельно добавлю, что многие производители помимо снеговых юбок, и продуманной системы вентиляции, которая помогает избежать выпадения конденсата на спальники внутри палатки (что является самой большой проблемой в холодное время года из разницы температур снаружи и внутри) уделяют особое внимание материалу внутренней палатки, если таковая предусмотрена конструкцией. Но об этом мы поговорим в другой статье.

И так мы имеем реально и зимние и летние палатки, полностью подходящие под такие названия.  Причем, во всем многообразии форм и конструкций.

 

 

В этом большом обзоре мы рассмотрели все основные виды, формы и категории палаток, представленных на момент написания статьи , а именно на середину 2013 года. Надеюсь, каждый для себя понял, палатка какой формы и размера ему требуется. Теперь осталось определиться с качеством материала и собственно с производителем.

 

По этому вопросу читайте следующие статьи.