БЕЗЫНЕРЦИОННЫЕ КАТУШКИ

По  нашей, сложившейся уже традиции, продолжаем описывать снасти языком, понятным обывателю.

Мы сейчас обсудим,  наверное, самую распространенную снасть для ловли рыбы. Точнее сказать, ту часть снасти, без которой практически ни одна рыбалка  не обходится. Это катушки. В данном случае самый распространенный вид катушек - безынерционные  или «мясорубки», как их называют бывалые рыбаки.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное ,каждый не обладающий техническими знаниями человек задавал себе вопрос  почему «безынерционные»? Откуда появилось это чудное и достаточно сложное для рыбалки слово.

Для понимания обратимся к одному из определений.

«Безынерционная катушка - спиннинговое приспособление, барабан которой не вращается, а леска сходит через торцевой край шпули».

На мой взгляд, это самое простой объяснение  термина «безынерционные». В дальнейшем для простоты написания будем использовать сокращение «БК».

Своими словами  можно объяснить это так. В тот момент, когда вы забрасываете приманку и она летит  по направлению к будущим трофеям леска сходит с барабана - «ШПУЛИ» сама по себе под действием силы тяжести самой приманки. То есть сама шпуля не вращается. ТО есть инерции в момент заброс снасти на самом барабане-шпуле нет. В момент намотки лески конечно шпуля крутится. Но это уже другой вопрос.

Вот собственно достаточно простое объяснение.

Объяснять, что такое БК и принципы ее работы можно вечно, но проще показать как она выглядит.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО?

Используются БК во всем многообразии ловли рыбы, за исключением ,наверное, только нахлыстовой ловли. В остальных способах НЕ зимней ловли она применяется  во всем многообразии. То есть, определим сферу ее использования как «далеко за ШИРОКУЮ».

БК ставятся на все удилища, где требуется дальний заброс снасти. Спиннинговая ловля, фидерная ловля, карповая ловля, ловля матчем, даже ловля в проводку.

Ошибкой современности является убеждение в том, что БК создавались для ловли исключительно спиннингом. Универсальность самого приспособления позволяет охватывать практически весь спектр способов ловли.

Практически все удилища оснащены универсальными катушко - держателями, с помощью которых можно установить БК.

ВЫБОР КАТУШКИ

Вопрос выбора катушки стоит как перед новиками , так и перед профессионалами очень остро. Если вы когда-нибудь заходили в рыболовный магазин  и обращали внимание на катушки, то  явно теряли возможность сфокусироваться на какой-то именно. Современный рыболовный мир торговли предлагает тысячи разновидностей БК. Существенными отличиями между ними является материал из которого производятся катушки,  схема самого механизма, которых не так уж много как может показаться и наличие или отсутствие подшипников  в механизме БК.

В остальном они все одинаковые и на первый взгляд может показаться, что не нужно такое количество. ТУ спешим Вас обрадовать. На самом деле вы правы. Но это сугубо наш с Вами личный взгляд незаинтересованных в продаже той или иной модели людей.

Конечно нельзя отрицать существенные качественные различия между катушкой за 500 рублей и за 50 тысяч рублей. Но все таки мы едем ловить рыбу, а не добывать золото или  алмазы. Сверхточного оборудования для этого применять не надо. И НАНО - частицы в производстве рукоятки, которые помогают Вам крутить катушку своими НАНО - ручками нам тоже не особо понадобятся. Так что рассматривая на витрине катушку от 8-10 тысяч рублей не особо расстраивайтесь , что не можете себе ее позволить. На рыбалке все равны и НАНО снасти и дедушкин алюминиевый спиннинг с «НЕВСКОЙ» катушкой. Вопрос стоит только в удобстве управления и использования той или иной снасти. Конечно многие могут сказать , что такой подход к делу обычно у людей с небольшим достатком, которые, тем самым пытаются оправдать использование дешевых снастей. Но  Вам скажу откровенно, что есть тысячи способов потратить деньги с большей пользой для семьи или для себя самого, нежели гнаться за модой и PR технологиями.

И так приступим к описания критериев выбора для неискушенного рыбака.

 Условно мы их разделим на 7 групп:

 

  • Размер катушки и емкость  шпули (барабана)
  • Передаточное число
  • Фрикционный тормоз
  • Количество подшипников
  • Способ ловли
  • Производитель
  • Цена

Теперь по порядку:

Размер шпули (барабана) выражается в тысячах от 1000 или в десятках  от 025. У всех производителей своя градация размера Число это код размера. Условный.

Размер шпули  вместе с уловным весом это первоочередная характеристика выбора катушки.  Чем меньше размер, тем легче и меньше сама катушка и соответственна тем меньше  и тоньше лески для  нее используются.  Это своеобразный ТЕСТ только не для удилищ, а для катушек.

Законодателем тысячной кодированной системы измерения размера являются компании DAIWA и SHIMANO.  На них мы остановимся позже.

В зависимости от размера на каждой катушке указана емкость шпули. Как правило, в таком эквиваленте:

(0.2-280), (0.25-200), (0.3-160). Где первой цифрой стоит  диаметр лески , а второй  длина намотки на катушку. Условно это так - (диаметр/мм) - (длина/м).

Также на шпуле, иной раз, вместо диаметра лески указывается разрывная нагрузка лески (кг-м) например- (4.5-220), (5.5 - 190).

Исходя из этих характеристик вы уже может понять какой размер катушки брать , если   вы знаете какую рыбу будете ловить, а соответственно и какую леску использовать.

Размеры катушек доходят до 10 000 - 12 000. Но не думайте , что чем больше тем лучше. Размер нужен для определения количества лески,  а не качества катушки. И тут, мериться размерами, смысла нет никакого.

Следующий критерий это передаточное число.

Оно указывается на катушке в виде таких цифр «GEAR RATIO    5.3:1»

Означает оно следующее. Что на один оборот ручки катушки шпуля обернется вокруг своей оси 5.3 раза. Чем больше первое число, тем больше скорость катушки соответственно.

Но очень вдаваться с эти цифры не стоит для начала. Так что 4 или 5 сильной разницы нет.

Высокая скорость катушки нужна при больших размерах и при ловле в глубокой воде. Там лески за заброс выходит метров  50, а то и 80, так что быстро вытащить приманку или рыбу на мало скоростную катушку трудновато и долго.  Поэтому исходите из мест обычной ловли.  И без фанатизма к большим цифрам.

Фрикционный тормоз.

Во многих статьях про катушки  вообще в рыболовной среде считается основным , чуть ли не Важнейшим критерием выбора. Что такое фрикционный тормоз. Не вдаваясь, как всегда, в технические аспекты вопроса попробую объяснить просто.

Тормоз на катушке нужен для того, чтобы во время ловли с закрытой дугой лесоукладывателя может последовать резкий рывок рыбы. Либо когда удочка стоит на берегу и клюет крупная рыба, резким рывком может оборвать леску. В этот момент необходимо дать рыбе возможность немного поиграть с приманкой и походить в воде не отдавая много лески. Тут кК раз и спасает фрикцион. Суть его в том, чтобы при «закрытой катушке», когда леска не может сходить самопроизвольно, дать небольшой спуск все той же леске. ТО есть тормоз придерживает шпулю катушки не дает ей вращаться по инерции движения рыбы. Фрикцион настраивается специальным регулятором который расположен спереди на шпуле или сзади катушки. И имеет название передний или задний фрикционный тормоз. Почему фрикционный? В момент настройки , затягивания или спуска тормоза звучит характерный треск. Это трещат пластины самого тормоза, который придерживают шпулю. Настройка идет путем движения регулятора фрикциями , то есть постепенно - наступательно. И вот как раз точность и размер хода этих фрикций, а как правило это зависит от  количества этих самых пластинок и определяет скорость вращения шпули и соответственно скорость спуска лески. Ну конечно, чтобы полностью понять принцип действия этого механизма надо разобрать  катушку и убедиться самому, но на первом этапе знакомства с катушкой этих знаний вполне хватает. В дальнейшем я опишу подробно все строение катушки, с механической стороны  и кому будет интересно, сможет разобраться с этим изнутри.

 

 

Следующим критерием является количество подшипников. Правда тут есть один нюанс. Производители зная о неосведомленности рыбаков в большей массе, стараются напихать и написать побольше этих самых подшипников. Так что количество не всегда является показателем качества. Но если говорить о сравнительно известных марках, о которых будет сказано выше, то  они всегда соблюдают градацию качества и количества.

И так. Наличие подшипника в катушке является наиболее желательным фактором. Так как основная система действия в катушке это вращение и вращается в катушке много частей соответственно, если мы ставим на вал вращения не обычную втулку, а подшипник , деталь начинает вращаться легче , быстрее и меньше сбоит в работе.  Так что чем больше подшипников установлено в основные узлы катушки, тем лучше. Среднее значение это 5-6. Есть конечно и 12 и более, но тут уж и цена кусается. Хотя когда я брал катушку Daiwa Regal 3500 на ней заявлено 10 этих самых шариков - роликов.  Я конечно сразу разобрал посмотреть откуда их столько. Все не нашел)) но и не сильно старался. Та вот цена этой катушки 1500 рублей на выставке. И где-то 2000 в магазине. Так как существуют и такие варианты. Но скажу сразу что вращение этой катушки мне не очень понравилось с самого начала, но так как я е брал на удочку редко используемую такая цена-качество меня устроила.

Так что выбирайте от 5-6 и выше.

Вариант выбора по месту ловли  описан выше. Не ленимся и повторимся.

Определили-  где будем ловить. Дальше узнали какая там ,в среднем,  рыба.  И какую мы будем ловить. Дальше определились  с леской рассчитанной на эту рыбу. Ну а дальше стыкуем место и глубину ловли (длина лески) и размер рыбы(толщина-диаметр  лески) и переносим на размер катушки. Чем толще и длиннее, тем больше показатель  в тысячах и в тысячах рублей.

В среднем это так:

Показатель для монофильной лески.

Леска 0.1- 0.19 -1000-1500

Леска 0.2-0.28 -2000-2500

Леска 0.28-0.40 3000-4000

Леска больше 0.4 -5000 и выше

Все что 5000 и выше это уже больше не на толстые лески, а на объем шпули. ТО есть на вместимость большого количества лески от 200 метров.

Как правило, это «морские» или «карповые»  размеры.

Все это сильно усреднено, так что с опытом придет понимание  собственной градации.

Ну и наконец  - производитель.

Еще раз напомню, что рекламой  мы не занимаемся и поэтому укажем всего лишь пару наименований, которые заслуживают внимания. В остальном, пользуясь  выше перечисленными нами  критериями и своим опытом, можете подобрать и любой «NO NAME» вариант, угодный Вашему карману. Сейчас существует два, просто МОНСТРА в производстве снастей , в том числе и катушек. Это японские фирмы   SHIMANO  и DAIWA. Они являются законодателями моды   и технологий в рыболовном мире. Они работают на рынке не меньше 60 лет.  Daiwa с 1945 года. А SHIMANO вообще была организована  в 1921, правда именно рыболовные товары начали выпускать в 70 годах прошлого века. ЗА эти годы опыт наработанный этими производителями дает о себе знать. Действительно весь мир охвачен их продукцией.  И «за качество» , как говорилось в старой рекламе  «ОТВЕЧАЮТ».  Так что продукцию именно этих фирм можно рассматривать уже исключительно со стороны удобства, так как качество исполнения Вас волновать не должно. Конечно подделок тоже не мало, но если немного  изучить рынок  можно с легкостью найти официальные сети, которые продают «РОДНОЙ» товар.  Так как филиалы у них по всему миру, обращать внимание на страну производителя не стоит уж очень сильно.

И так выбор катушек можно остановить среди этих двух фирм. Стоит отметить что Daiwa отличается еще и тем, что имеет целый ряд бюджетных катушек, использующих чуть более старые материалы(в НАНО градации) и так далее. Бюджетность иногда доходит до смешного, но это все таки DAIWA.  SHIMANO менее демократичны, но и модельный ряд состоит в основе своей из реально хороших и новых  моделей. Как-то в Таиланде имели удовольствие познакомится с продукцией SHIMANO  выпущенной для местного рынка. НУ что тут сказать. Конечно качество качеством, а все совершенно другое. Не скажу лучше или хуже, но наш рынок превосходит во стократ. НО и цена там на фирменные катушки была от 300 БАТ=рублей максимально стоило в районе 1500 БАТ-рублей. Мы конечно приобрели пяток другой катушек для теста. Но в итоге раздарили новичкам для «начально -ломательных» целей.  Так что, будучи где-нибудь в Индонезии не кидайтесь сразу покупать дешевые катушки известных брендов. Проведите аналогию с машинами. Не все TOYOTA(ы) в Африке могут ездить хорошо в России, хотя бы из за отсутствие печки.

В итоге мы пришли к тому , что рекомендуем обратить внимание на этих производителей. Что  и как выбрать описано выше, а уж кого именно это уже Ваше право - проб и ошибок. Единственный совет не берите откровенный Китай. То есть, что то типа таких названий «SUN HUNG YONG TAI MAI». ОНИ в широком диапазоне представлены на выставках и в магазинах. Цена у них в разы меньше, но и качество не будет Вас радовать. Даже если при выборе крутится она как заведенная мотором, все кажется надежным, через одну рыбалку она может рассыпаться. Вот где точно не стоит сильно экономить это на катушках. За ту же цену, что иной раз предлагает махровый Китай, можно взять и Daiwa. По крайней мере, вы всегда сможете докупить сломанную или изношенную деталь. Кстати, эта еще одна особенность именно этих двух фирм. Практически все детали имеются в продаже. Правда для редких моделей придется заказывать из Японии, но для дорогой катушки это стоит свеч. Тем более, что наш Российский рыболовный сезон позволяет  подождать прихода)))) К тому же две выше указанные фирмы как правило имеют в комплекте с катушкой дополнительную шпулю. Что увеличит универсальность снасти. То есть, вы на одну шпулю можете намотать леску 0.2 и ловить щучку  спокойно или белую рыбу, а на другую шпулю намотать  плетенку 0.35 и ловить уже среднего сома на троллинг. Причем замена шпули займет у вас не больше чем замена катушки и перестановка ее на другое удилище. Удобно.

И так мы пришли к самому интересному разряду делений катушек. Это цена.

Будем расценивать средний диапазон цен, так как предела прайса на рыболовные снасти попросту нет.

Более, не менее приличную катушку можно выбрать от 1000 рублей. Да. Да. Вы не ослышались именно от 1000. Хороший, рабочий вариант можно взять за 3500 - 4000. Это будет функциональная катушка не меньше чем с 8- 10подшипниками, с  хорошим передаточным числом и достаточно точным фрикционным тормозом. Все, что свыше,  это либо «бренд», который прибавляет от 30 % стоимости, либо уже известные нам НАНО - жучки, которые фильтруют воду откаченную другими НАНО ПОКЕМОНАМИ, ручными насосами, во время дождя.

Оснащение и «НЮАНСЫ»

Думаю про оснащение катушки много говорить не стоит. Но есть несколько важных нюансов.

Первое и очень важное это заполнение шпули. Заполнять ее нужно полностью, от этого зависит дальность заброса.  То есть, если вы заполните  на половину,  конечно все будет работать и лететь куда нужно., Но так как вы увеличиваете тем самым силу трения о бортики шпули дальность заброса существенно страдает. Так что не ленитесь заполнять почти до краев.

Единственное не забывайте наматывать "беккинг". Что такое "беккинг"?

"Беккинг",  как мы понимаем из английского - это что-то заднее. Берем шпулю и смотрим, можно намотать 200 метров плетенки диаметром 0.25. Плетенка стоит не дешево, да и 200 метров этой лески просто не нужно, если мы ловим в пресных водах ( не на море). Но заполнять леской нужно не доходя до бортика 2-3 мм. Значит надо чем-то заполнить  сначала, чтобы домотать основной леской до нужной кондиции.  Берем обычную дешевую монофильную леску того же диаметра что и основная и наматываем до половину или чуть больше. Далее к ней привязываем основную плетенку или другую дорогую монофильную леску и доматываем до краев. Что мы получаем в итоге?! Полную шпулю с нужным нам количеством качественной лески. При этом не теряем в деньгах и в удобстве. Кто - то конечно наматывает просто материалом или  медицинским пластырем  под основную леску. Но в беккинге из лески есть преимущество  в том , что если вдруг вы не рассчитали размер рыбы или глубину ловли, у вас всегда есть запас лески на всякий случай.

Главное, не забывайте ставить беккинг того же диаметра, что и основная леска, а то  и чуть меньше. Необходимо это для того, чтобы основная леска при намотке обратно после заброса не проваливалась в продавленные со временем бороздки между уложенной леской на беккинге.  А это обязательно будет. Лески большего диаметра образуют эти бороздки и Ваша основная леска будет застревать в них , тем самым теряя в скорости и дальности заброса.

Вот собственно и все, что мы хотели Вам рассказать в данной ознакомительной статье.

 Если вдруг у вас появятся вопросы, то не стесняйтесь и задавайте их на нашем форуме.